Главная / Новости / Мотоспорт Беларуси / Мотокросс. Трамплин для взлета?

Партнеры:

 
Какова
средняя
длина
болельщицы?
 
Рубрика: Поделиться ссылкой в соцсетях:
   Фэйсбук: 

Рев моторов на грунтовой трассе. Крутые повороты. Толпы зрителей. Трамплины. Зависающие на несколько мгновений в воздухе мотокроссмены. Это не просто красиво. Порою кажется, что такое возможно только в киношной реальности. На соревнования по мотокроссу приходят семьями. Чаще инициаторами подобных походов становятся отцы. Но что интересно — до конца соревнований выдерживают и мамы, а уж ребятишки и вовсе готовы ночевать у техники. К сожалению, в Беларуси зимние этапы республиканского чемпионата по мотокроссу не проводятся. Самое время для спортсменов поколдовать над техникой и прикинуть чемпионские перспективы. А вот просматриваются ли эти перспективы не только на внутренних, но и на европейских, мировых чемпионатах? Почему тренировки в снежных условиях для наших мотокроссменов — непозволительная роскошь? И реально ли, будучи спортсменом, заработать на тот же мотоцикл? Ответы на вопросы мы искали вместе с ведущим мотокроссменом Беларуси Евгением Тылецким.
 
Прогулки по парку

Журналистская память — долгая. Особенно, если уж очень зацепит ее что-то , эту память. Еще в 2005 году на соревнованиях по мотокроссу довелось видеть, как гоняется Женя. Уверенно. Спокойно. Словно он — хозяин трассы, и за плечами богатейший опыт. Хотя Евгению Тылецкому на тот момент было… 16 лет. Но уже тогда талантливому пареньку удавалось в классе «до 500 куб. см» обходить конкурентов, которые были на 10-15 лет старше его. Конечно, такие результаты — не случайны. Еще в 2004 году Евгений Тылецкий занял третье место в чемпионате Европы по мотокроссу в классе «85 куб. см», стал третьим и на чемпионате мира. В среде мотокроссменов говорили, что в том немалая заслуга тренера Жени, его отца Александра Тылецкого. Но признавали и бесспорную гонщицкую жилку самого Жени.

— На мотоцикл отец меня посадил в четыре с половиной года, — рассказывает Евгений. — Сейчас даже не помню, чувствовал ли я какой-то страх. Поехал, да и все. Когда на «полтиннике» был, просто в свое удовольствие катался. Пока папка на соревнованиях, я, ожидая его, по закрытому парку гонялся. Даже не знаю, болел ли за отца, только свой мотоцикл помню и свои «прогулки» на нем. Позже папа исключительно на меня переориентировался, советовал, подсказывал… Я старался слушать, вроде все получалось.

С 1998 года Тылецкие начали ездить зимой на сборы в Испанию к четырехкратному чемпиону мира Гарри Эвертсу.

— Очень там подучился, когда маленький был, — уверен Женя. — Все-таки Эвертс — это имя, чемпионский опыт незаменим. Примитивные вещи вам и в обычной секции могут рассказать. А вот в деталях расписать прохождение поворота, совершение конкретного прыжка — тут уж мастерство нужно. Лет девять ездил на эти сборы, последние три раза исключительно для того, чтобы погоняться, не растерять форму. Ведь в Испании и зимой нет снега, тепло.

Спонсоры помогли

В свое время Женя выступал в Германии, потом за одну из российских команд. Мотоцикл, экипировку выдавали команды. Некоторые финансовые вопросы помогал решать папа. Главной задачей мотокроссмена были тренировки и результативные гонки. В феврале прошлого года отца — Александра Тылецкого — не стало. И хоть в Минской СДЮСТШ по автомотоспорту, где Женя занимается, у него сейчас тоже есть личный тренер, но… отцовского плеча не хватает.

Чтобы выступать в России, нужно было менять гражданство, Женя вернулся в Минск. Поначалу сложно было даже мотоцикл найти. 2009-й выдался для нашего лучшего мотокроссмена особенно непростым. Но он в очередной раз завоевал в Беларуси чемпионский титул в классе «до 500 куб. см». Вопреки всему. Любит этот парень скорость. И трасса это чувствует, покоряется ему. Но сейчас, зимой, он если и тренируется, то редко:

— Каждый год, если на серьезном уровне кататься, нужен новый мотоцикл, — поясняет Тылецкий. — Потому что износ техники колоссальный. Сейчас я не езжу, берегу мотоцикл к сезону. Мой КТМ в оригинальной комплектации стоит семь с половиной тысяч евро (но ведь нужно еще и практически всю подвеску затюнинговать — амортизаторы, вилки). Хорошие знакомые, они же спонсоры, помогли мотоцикл приобрести. В зимних условиях желательно на шипах ездить, а шипы дороже, чем простая резина. Неделя тренировок — износ цепи, звездочек. Все нужно самому покупать. Одна цепь порядка 70 евро стоит. Плюс еще бензин — около 14 литров на каждую тренировку идет, вот и подсчитывайте расходы. На пейнтболе (сейчас Евгений занят в этой сфере и учится в БГУФК. — Прим. авт.) столько не заработаешь.

— Но как-то возможно тренироваться?

— Если только бегать, в залах упражнения делать. Правда, для мотокроссмена это не совсем то. Мы вот выезжали в прошлом году на командный чемпионат Европы в украинских Черновцах. Стартовало по три гонщика от каждой страны, очки суммировались. Я приезжал вторым-третьим на финиш, а ребята (которые в нашем чемпионате на вторых-третьих позициях) были 25-ми и 26-ми, иногда проигрывали мне круг-два. Здесь они вроде и газуют между собой, даже борьба нешуточная завязывается. Но на международных соревнованиях скорости другие. Тут и качество подготовки самих мотоциклов сказывается. Нельзя, вкладывая по минимуму, получать максимум на выходе. Фактически на этапах республиканского чемпионата соревнуются представители одной СДЮСТШ по автомотоспорту, только разных филиалов — Оршанского, Ошмянского, Слуцкого. Какая уж тут острая конкуренция? Да и самих этих этапов не так много.
Мотокросс спасут любители?

— Но ведь к нам же, в Беларусь, на открытые кубки, чемпионаты приезжают и гонщики из России, Литвы?

— Да, но это не самые сильные гонщики. Подумайте, какой смысл гнать технику из той же Москвы, если призовые у нас очень маленькие. На дорогу расходов больше будет. Раньше соревнования часто проводили мотокроссмены-энтузиасты, многих зарубежных гонщиков приглашали по знакомству, как-то доставали призы. Но случалось и такое, что человек старается, организует все, а потом ему кто-то вместо благодарности бросает — «ерунду ты сделал, и тут не так было, и тут не эдак». И в следующий раз у человека желание что-то делать пропадает. В той же России, например, сегодня проводится немало коммерческих стартов с хорошими призовыми деньгами. А стать чемпионом России вообще — предел мечтаний любого гоняющегося там спортсмена. Выигравшей команде полагаются немалые средства на развитие.

Спонсоры должны прийти в технический спорт. Сейчас у нас предприятия могут спонсировать спортсменов только из прибыли. Но кому это выгодно? В той же Европе, к примеру, для организаций, вкладывающих деньги в социально значимые направления, предусматриваются определенные налоговые послабления.

Мотокросс вообще держится не на профессионалах, а на любителях, — полагает мой собеседник. — Профессионал для чего? Рекламировать какую-то продукцию. Любитель видит — ага, сильный гонщик ездит на этом, использует то, значит, и мне надо купить такую же продукцию. Если нет любителя, который придет, купит, то не будет и продавца. А если не будет продавца, то не будет спонсора для профессионала. У нас же нет магазинов с мотокроссовской техникой, экипировкой, если кто и захочет что приобрести — нужно найти того, кто разбирается в спорте, узнать, смог бы этот человек привезти тот же мотоцикл под заказ. Потом еще ждать не один день, а может, и не одну неделю.
Дотянуть до победы

Пока Женя даже точно не знает, будет ли он участвовать в личном зачете чемпионата Европы в этом году: «Как получится. Если найдем каких денег, то поедем. Ведь средств нужно немало — и на подготовку мотоцикла, и на запчасти, и на переезды».

— Но мотокросс хоть оставлять не собираетесь? — интересуюсь у 20-летнего белорусского чемпиона, так ярко стартовавшего в свое время.

— Спорт так просто от себя не отпустит. Заработаю денег — и опять на гонки. Так и барахтаюсь. Знаете, это как на трассе, все от обстоятельств зависит. Лучший вариант — выиграть старт, уехать от всех и держаться все время первым. Но каждая гонка складывается по-разному. Ты можешь стартануть первым, потом упасть, потом опять всех догонять. Главное, чтобы сил хватило. До победы дотянуть. Некоторые парни, с которыми я начинал раньше гоняться, уже ушли из мотоспорта. Кого-то травмы одолели. Кто-то окончил вуз, нашел спокойную работу. А я еще гоняюсь. Тяжелый спорт. Но я почему-то радуюсь, когда вижу, что в соревнованиях параллельно с нами участвуют малыши в классах «50 куб. см», «65 куб. см». Их, кстати, не так и мало. Ведь сегодня, кроме СДЮСТШ по автомотоспорту, есть мотокроссовые кружки и в некоторых центрах технического творчества учащихся. Вот только бы не разочаровались эти ребята.

Технический спорт, конечно, мог бы стать массовым. По крайней мере к этому надо стремиться. Ради тех же ребят, которые сегодня пропадают в просторах Интернета или часами отстреливаются от выдуманных героев в выдуманных же кем-то компьютерных играх. Мальчишка, который однажды ощутил, что реально может управлять мотоциклом, трассой, эмоциями и любой трамплин перед ним — только начало взлета, непременно захочет пережить эти ощущения вновь.

Хотелось бы, чтобы Женя в этом году все-таки сумел попасть на чемпионат Европы. И чтобы тренироваться ведущий мотокроссмен Беларуси мог позволить себе по-настоящему, без оглядки на стоимость запчастей. Наверняка парню, который еще в 13 лет попал во взрослую сборную страны и в этом же возрасте выполнил норматив мастера спорта, и сегодня есть чем удивить соперников на трассе. И еще. Очень не хотелось бы, чтобы спортсмен из Беларуси выигрывал чемпионские титулы, выступая за другую страну.
 
Автор: Янина ИВАШКЕВИЧ.
http://www.newsvm.com
 

22.02.2010



сделано в EleganceIT

Сайт делался в Новый Год