Главная / Новости / Отчеты о гонках / Миф или хорошо настроенный мотоцикл (отчет Сергея Власова)

Партнеры:

 
Какова
средняя
длина
болельщицы?
 
Рубрика: Поделиться ссылкой в соцсетях:
   Фэйсбук: 

Новый бокс


Следующий выезд в Италию носил принципиально новый характер. Это был боевой выезд! 3 уикэнда. Первый - тренировочный в Валлелунге, второй там же - 1 этап Metzeler Cup, ну а третий R6 Cup в Мизано.

С Мизано знакомство нельзя было назвать удачным. А вот первый день в Валлелунге удался. Мотоцикл уже к обеду был хорош. То, чего не хватало неделю назад - короткая база, действительно оказалось очень существенным фактором. Открытый пит-лейн весь день, не смотря на большое количество очень медленных пилотов любителей позволил проехать 75 кругов (305 км) - текущий рекорд сезона и закончить день собрав сектора на 1:44,64. Лидеры моего чемпионата едут на 1,9 секунды быстрее. В Мизано моё теоретическое отставание 3,6 секунды за 3 дня работы (хоть и со сложностями). В 2 раза разница!

С самого начала своей мотогоночной карьеры мне всегда было интересно рассчитывать, прогнозировать. Стал вырабатывать свои методы и гипотезы по расчетам собственной скорости. Теория есть теория, но часто такие расчеты оказываются не так и далеко от действительности.

В 6 вечера лучшее реальное время 1:45,7. Собрать идеальный круг в условиях большого трафика очень сложно. Вечером на командном брифинге было принято решение о некоторых настройках. В теории мы ждали реальные 1:44 в последний день.

Подготовка и проведение тестов зависит от разных факторов. Если целый день есть на безграничное количество выездов на трассу, то команда может спокойно работать, заниматься текущими вопросами. Если же в день есть всего 3-4 выезда на трассу по 30 минут, то каждый выезд планируется по определённому сценарию и ставятся конкретные задачи. Например: настройка подвески, тестирование тормозов, быстрый круг, использование изношенной резины. Все эти вопросы может решить опытный инженер без помощи пилота, используя только телеметрию.

Валлелунга - интересная и техничная трасса. По словам Клаудио самая сложная трасса Италии. Есть и типичные «итальянские аксессуары» - переложенный местами асфальт, кочки в самых опасных местах в апексе и на открытии газа, что как-то в Испании зимой не отмечалось.


Самая медленная часть трассы


Две прямых с двумя приличными торможениями. Один из самых скоростных и самых медленных поворотов Италии. Несколько силовых перекладок. Применение заднего тормоза. Работа с сцеплением и слайдингом. 3 поворота с двойным апексом. Близкое расположение стен. Необходимость преодолевать свой страх. В первом же повороте на скорости 220 км/ч вы касаетесь правым коленом асфальта! Первая ассоциация чешский Мост - если хотите учиться бороться со своим страхом, быстро и технично ездить, то вам сюда.

При настройки мотоцикла одним из самых главных моментов является твоя работоспособность. Простыми словами если удаётся сделать 15 кругов в одну секунды в режиме push, то, скорее всего, это больше подходит для гонки, чем 2 более быстрых круга, которые скорее кажутся каким-то родео, а не райдингом. В этот момент голова начинает думать о чём угодно, но не о траекториях и чувствах. Ты начинаешь искать своё место на мотоцикле, думать куда деть руки чтобы они отдохнули, как быстрее поджать ноги, и вот уже пропускаешь точки торможения, руления и перекладок. Лавина неправильных мыслей начинает просто сметать тебя с трассы. И уже скоро произойдет та самая ошибка. Решение этой проблемы находится в диапазоне, к примеру, между укорачиванием базы мотоцикла на 4-5 мм и трёх дневной работой нескольких инженеров. И если что-то из этого диапазона сработало для одного гонщика, то это не значит, что на следующий день этот же гонщик, на этих же настройках на этом же мотоцикле будет так же быстр.

Знаете что такое идеально настроенный мотоцикл? Это определённый промежуток времени, в течение которого нет идей и вопросов как его улучшить. Но есть одно условие - в это промежуток времени вы на секунду быстрее всех на трассе.

Второй день. Первый выезд и сразу собственный лучший круг 1:45,5. Второй выезд - 1:45,1. Но прогресс работы над настройками - это не гладкая прямая графика вверх. Иногда, факт неправильного решения всплывает прямо в середине сессии. В обед мы принимаем новое решение, которое как ожидалось должно дать качественный скачок. Не ошибается тот, кто ничего не делает, на то тренировки и даны. И как раз по плану 3 сессия должна была стать самой быстрой. Она и стала, но время было всего лишь 1:44,8. На новом комплекте резины. Даже медленнее идеального круга первого дня в 6 вечера на уже потертых покрышках. Что не так? Просто неправильное решение. Первым же кругом я ставлю лучший свой собственный круг этого уикэнда, но уже во втором повороте следующего круга чувствую примерно описанную выше ситуацию с родео. 10 подряд кругов еду 1:46 и нечего не могу сделать. Круга после шестого мне наконец-та не попадались круговые, но меня уже зажало так, что простой вылет в гравий после одного из торможение на 12-м круге - это наверно лучшее, что могло произойти.
В 6 вечера последний запланированный выезд для тестирование новых колодок. Чуть подкрутили подвеску, чтобы хоть чуть мне облегчить последнюю сессию и вот она - легкость. Еду подряд кругов 7-8 в те же 1:46 каждый круг на закате солнца, на опустевшей и остывшей трассе. А разница всего в несколько кликов. Но дело не в них. Ошибка наша была немного в другой области.
Вечерний итоговый брифинг - это пожалуй самая важная процедура метода достижения хороших результатов. Именно метода. Подводятся итоги. В спокойной обстановке можно сконцентрироваться на всех вопросах, которые появились в течение нескольких дней. Важно правильно донести до команды свои ощущения и пожелания. Особенно в условиях невозможности использования телеметрии. Пилот и есть телеметрия. В таких случаях советуют постоянно записывать и отмечать многие моменты, которые ты хочешь от мотоцикла и от себя.

Промежуток 4 дня проводим с пользой. День на отдых, остальные на тренировки - велосипед и упражнения.

Каждый день по часу крутим педали


Боевой weekend - это три сессии в пятницу, две квалификации в субботу и гонка в воскресенье. Все в равных условиях. За первые четыре сессии необходимо сделать всё, чтобы на вторую квалификацию выйти максимально подготовленным.
Coppa Italia - это соревнование на ступень ниже CIV, но когда въезжаешь в паддок в пятницу, то просто яблоку негде упасть. Около 500 участников в разных зачётах. Организация просто на высшем уровне. На каждом перекрестке паддока стоят охранники-регулировщики, которые следят за порядком. Куча всяких правил поведения. Например в сандалях или тапках (открытой обуви) находиться на пит-лейне запрещено.

Пол паддока в Валлелунге

 
В пятницу мы начали лишь в обед из-за технических проблем с мотоциклом. Выявились некоторые недочёты и к вечеру. Работа продолжалась, но из 1:45 так выйти и не удалось. Поставленная задача на weekend была такой, что даже никто и не думал на каком месте мы поедем. Важен был только темп.

Квалификация в 9:25 утра это своеобразное испытание на стресcоустойчивость - надо проснуться, пробудить организм, размяться как следует и на холодном асфальте ни в коем случае не ошибиться. К середине заезда на питборде красовалась надпись P1. Но как оказалось итальянец, который ехал за мной почти всю квалификацию смог набрать темп, приклеился ко мне и за 5 минут до конца перебил мое время на 0,2. Надо сказать, наверно если бы не информация на пит-борде, то съехал бы, так как было много заметок и мыслей по поводу изменений. Но ухожу за несколько секунд до конца ещё на один круг и под клетчатый флаг возвращаю Р1 (1:45,2) с тем же 0,2 секунды преимущества.
Перед вторым выездом мы решили вернуться в чём-то к предыдущим настройкам, которые пробовали неделю назад, чуть разгрузили перед, удлинили передатку, разгрузили чуть от слишком большого давления при быстрых перекладках перед. И в середине квалификации наконец-та нахожу пустую трассу и сразу же 1:44,3. Сразу на следующем круге на первом секторе везу себе ещё 0,3 секунды, на втором уже 0,4! Но вдруг один из парней просто расшибается на торможении об параллельную стену и судьи вывешивают красный флаг. Поул есть. Преимущество ощутимое.
Резюме было оптимистичным: наконец-та удалось сложить всё то, что не удалось складывать. Раньше мы были быстры в медленной части, либо в быстрой, но никак не всюду сразу.

Гонка в 9:30 утра. Разминка за час до начала. И вот мы уже на стартовой решетке. Задача на гонку была закрепить 1:44 как гоночный темп. Но утренний холод потребовал примерно 3-4 круга для его набора. Старт удалось выиграть. Но в середине первого круга вдруг итальянцы полезли во все дырки меня атаковать. Им главное залезть, а что будет потом мало кого волнует. Пробую перекрестить, но без энтузиазма. Выезжаем на стартовую прямую втроём колесо в колесо. И уже на обратной прямой на торможении возвращаю лидерство. В гонке чувствовал недостаток грипа на последнем секторе (плохой асфальт), там пришлось быть предельно аккуратным. На 7 круге на выходе из слепого поворота выезжаю на зелёнку, и уже на следующем торможении итальянцы опять тут как тут. Он влезает, я перекрещиваю и отжимаю на внешку, чтоб жизнь медом не казалась. После этого эпизода меня уже никто не беспокоил. Темп взвинтил как и ожидали, два круга подряд - 1:44,2 и 1:44,3 и тут вдруг финиш. Второй и третий приехали в секунде сзади. Парни молодцы, в гонке прибавили так прибавили.

Позитивное начало сезона


Первое место в первой же гонки всегда приятно. Организаторы делают всё, чтобы было приятно участвовать в гонках. Много зрителей, детей, участников. Одних призов дали 3 штуки - за гонку, поул и быстрый круг. Приятно! Но это как дополнительный бонус к хорошо проделанной работе. Теперь мы на полторы секунды теоретически отстаем от лидеров R6 Cup. Причём идеальных круг уже 1:43,5, и выглядит он весь объективным и реальным. Мотоцикл стал более управляемым и стабильным. Предсказуемым. Нет такого сумасшедшего давления в руках, ощущение, что он сопротивляется тебе. Гонка далась физически очень легко. Ни разу и не приходила мысль о том, что может не правильно сижу или вообще что-либо отвлекающее от траекторий. Казалось бы идеально настроенный мотоцикл, но может просто не было никого быстрее...

3 приза за 2 дня


Несколько дней на отдых и впереди первый "экзамен"  в Мизано.

Автор Сергей Власов
источник - http://a927aa.livejournal.com
 
 

04.04.2011



сделано в EleganceIT

Сайт делался в Новый Год