|
![]()
Рубрика:
Как управлять мотоциклом? Как на нем поворачивать? Спросите у мотоциклистов и Вы услышите много разных ответов. Кто-то скажет неопределенное " Я просто наклоняю его", кто-то прочитает длинную лекцию по контррулению. Как бы там ни было есть законы физики, которым подчиняется мотоцикл (и, увы, свободолюбивый байкер) и в этой статье, первой из 4-ех посвященных данному вопросу, мы объясним научные принципы управления мотоциклом. Во второй части мы узнаем, что думают по этому поводу эксперты: лучшие гонщики поделятся с нами секретами управления мотоциклами. В третьей части мы рассмотрим позиции разных школ вождения мотоцикла и расскажем чему они учат. Наконец, в четвертой части мы измерим вклад контрруления и "руления телом" чтобы объективно определить как взаимодействуют человек и мотоцикл. Итак, начнем. Для начала несколько определений: Контрруление - тип поворота мотоцикла при котором руль поворачивается в направление противоположное тому, в котором повернет мотоцикл. Чтобы свернуть направо, Вы поворачиваете руль влево. И наоборот. Рис. 1 Руление телом - наклонение мотоцикла внутрь поворота с помощью тела. Например, для вхождения в правый поворот, Вы переносите вес на правую подножку или "давите" левым коленом на бак, буквально принуждая мотоцикл наклонится. Чтобы мотоцикл прошел поворот, он должен быть наклонен для того, чтобы момент силы тяжести (направленный вниз) уравновесил момент центробежной силы, действующий вовне поворота. (в свою очередь центробежная сила нейтрализуется силой трения). Избыток или недостаток одной из этих сил - и мотоцикл окажется на земле. Если Вы попытаетесь наклонить стоячий мотоцикл, или мотоцикл который движется по прямой - он просто упадет на бок. Или если Вы попытаетесь повернуть на мотоцикле не наклоняя его - он перевернется вовне поворота (вспомните как у машины сильно поворачивающей поднимаются колеса внутренней стороны) Контрруление. На курсах MSF (Motorcycle Safety Foundation) при обучении контррулению говорят: "толкаете руль слева - поворачиваете налево", подразумевая, что для входа в левый поворот надо надавить, толкнуть левую ручку руля. В результате контрруления появляются две силы действующие на байк: одна сила есть гироскопическое противодействие крутящегося колеса на изменение направления оси вращения, другая - центробежная сила. Эксперимент №1 Гироскопический эффект. Для того, чтобы лучше понять гироскопический эффект проведем эксперимент с колесом велосипеда. Держите колесо за ось, как показано на рисунке и попросите кого-то хорошо его раскрутить, так, чтоб верхушка колеса крутилась от Вас. Теперь резко поверните колесо влево. Колесо наклониться - верхняя часть уйдет вправо, а нижняя влево.(Рис. 2) Если колесо было б присоединено к мотоциклу, оно б наклонило его вправо. Если Вы поэкспериментируете с различными скоростями вращения и скоростью поворота колеса, то увидите следующее: Рис. 2 Вторая сила получается от того, что при повороте колеса влево, мотоцикл в первый момент таки поворачивает влево. Моментально на него начинает действовать центробежная сила, которая наклоняет мотоцикл в противоположную сторону, инициируя поворот в другую сторону.(Рис. 3) Рис. 3 Эксперимент №2 Контрруление. Для этого эксперимента по вождению лучше всего найти пустую парковку или другое ровное место где нет препятствий. При прямолинейном движении со скоростью 50 км/час надавите на левую ручку руля, не делая при этом никаких других телодвижений. Вы увидите, что мотоцикл наклонится влево и будет поворачивать влево, пока Вы не выпрямите руль. Повторите это несколько раз а потом поэкспериментируйте, поворачивая в другую сторону, и прикладывая к рулю различное усилие и с различной скоростью. Поворачивать мотоцикл можно и контррулением и рулением весом. Что лучше? Преимущества и недостатки каждого из этих видов руления будут рассмотрены далее - во второй части мы поговорим с профессиональными гонщиками и узнаем, какой из видов руления по их мнению является более эффективным. Поговорим с лучшими гонщиками о том, как они управляют мотоциклом. Некоторые их ответы удивят Вас. В третьей статье мы посетим несколько школ вождения мотоцикла и посмотрим как они учат управлять мотоциклом. Дамон Бакмастер Я использую контрруление, мне часто доводиться "давить" на руль, у меня даже бывает крепатура мышц рук. Я не делаю это сознательно. Также я немного пользуюсь ногами - я переношу вес на ногу со стороны поворота. Мигель ДуХамел
Колин Эдвардс II Думаю нет какого-то одного универсального способа управлять мотоциклом. Ты всегда в разных позициях на байке в разных местах трэка, так что все зависит от ситуации. Когда ты свешиваешься с байка в середине поворота ты больше пользуешься ногами. Входя в поворот больше работают руки. Иногда после гонок у меня немного болят колени. Иногда крепатура появляется в руках. Нет универсального способа... мы просто стараемся выжать все из мотоцикла любым методом. Мэт Младин
Ники Хайден
Источник - http://motorev.org.ua ![]() |