Главная / Новости / Мотоспорт Беларуси / Проект спортивного кодекса БФМВС

Партнеры:

 
Какова
средняя
длина
болельщицы?
 
Рубрика: Поделиться ссылкой в соцсетях:
   Фэйсбук: 

Документы БФМВС (скачать можно по ссылкам):

    Проект общих правил соревнований по мотокроссу (аренакроссусуперкроссу), квадрокроссу на 2016 год

    Проект спортивного кодекса БФМВС


ОБЩИЕ ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ
(Спортивный кодекс БФМВС)
 

1.01 Общие положения.
Спортивный кодекс является сводом общих правил, установленных Белорусской федерацией мотоциклетных видов спорта (БФМВС), регламентирующей все спортивные соревнования, которые проводятся в республике под ее юрисдикцией.
1.02.  Приложения к Кодексу.
Приложения по каждому виду мотоспорта устанавливаются в соответствии с данным Кодексом и издаются отдельно.
Любые новые или дополнительные правила, принятые БФМВС, должны включаться в Кодекс или в приложения к нему.
1.03.  Соблюдение Кодекса и других правил.
Любой клуб, секция, а также любое другое юридическое или физическое лицо, проводящее соревнования и именуемое в дальнейшем организатор, также как и принимающие в них участие должностные лица, судьи, спортсмены, представители, тренеры, механики и обслуживающий персонал, должны знать настоящий Кодекс, соответствующие приложения к нему, положения о соревнованиях и выполнять все их требования. Незнание не освобождает от установленной ответственности за невыполнение требований данных документов.
1.04.  Организация соревнований.
Мотоциклетные соревнования могут быть проведены любой организацией, коллективом, юридическим или физическим лицом на основании утвержденных спортивных календарей, согласованных, в зависимости от масштаба соревнований, с облисполкомами и Мингорисполкомом.
Для проведения соревнований необходимо заранее получить разрешение местных органов власти и администрации соответствующей территории, а также согласие органов милиции, здравоохранения, пожарного надзора и владельцев спортивных и других сооружений или земли, находящейся в зоне проведения соревнований.
На период подготовки и проведения соревнований организатор назначает своего полномочного представителя – директора соревнований, в помощь которому выделяется необходимый обслуживающий персонал. Желательно, чтобы директор соревнований имел судейскую категорию по мотоциклетному спорту. Директора соревнований, назначаемые на республиканские чемпионаты, первенства и кубки, должны иметь соответствующую лицензию, выданную секретариатом БФМВС после прохождения ими специального семинара.
Для подготовки и проведения наиболее ответственных и сложных соревнований и их материально-технического обеспечения может создаваться организационный комитет, в состав которого входят представители организатора, местных органов власти, заинтересованных организаций, директор соревнований.
Соревнования могут проводиться при наличии на старте не менее 4-х гонщиков или 2-х команд в зависимости от вида мотоспорта.
 
На республиканских чемпионатах, первенствах, кубках и других официальных соревнованиях должны быть представлены эмблема и флаг БФМВС.
1.05.  Составление календаря соревнований.
БФМВС составляет календарь соревнований по всем видам мотоциклетного спорта, исходя из следующего приоритета:
- республиканские чемпионаты, первенства, кубки;
- другие республиканские соревнования;
- областные соревнования.
Заявки в письменной форме на включение в календарь следующего года должны направляться в секретариат БФМВС в следующие сроки:
республиканские чемпионаты, первенства, кубки, а также другие республиканские соревнования - до 1 октября текущего года;
- областные соревнования - до 1 ноября. Президиум БФМВС на своем заседании рассматривает все полученные заявки и составляет национальный календарь на очередной год, публикуя его на своем информационном сайте.
В отношении республиканских чемпионатов, кубков, первенств и других национальных соревнований по видам мотоспорта возможные изменения дат и мест проведения должны сообщаться в секретариат БФМВС до 15 марта года проведения соревнований. Эти возможные изменения утверждаются после рассмотрения на заседании Президиума и в дальнейшем календарь изменениям не подлежит, за исключением чрезвычайных обстоятельств. Каждому соревнованию, включенному в календарь, присваивается свой номер, который необходимо указывать в переписке, а также в положении, программе и других документах соревнования.
1.06.  Положение о соревнованиях.
Ни одно соревнование не может быть проведено без положения о нем. Положение составляется организатором на основе данного Кодекса, правил по соответствующему виду соревнований и согласовывается или утверждается в зависимости от ранга соревнования БФМВС, организаторами соревнований, а также облисполкомам или Мингорисполкомом. Положения о республиканских чемпионатах, первенствах, кубках составляются соответствующими комиссиями БФМВС. В положении должны указываться дополнительные сведения и условия, относящиеся к данному соревнованию, в частности, цели и задачи, сроки и места проведения, руководство проведением соревнований, требования к участвующим организациям и участникам, условия подведения итогов, условия финансирования, а также название организатора, его номера телефонов, почтовый адрес и, если имеется, электронный адрес в Интернете, порядок и сроки приема заявок, характер соревнований, длина трассы и дистанции, расписание тренировок и соревнований, виды награждений, наказания за возможные нарушения правил  и т.п. Положение о соревнованиях должно рассылаться участникам заранее исходя из ранга соревнований, а для чемпионатов и других официальных соревнований - не позднее, чем за 1 месяц.
Вносить какие-либо изменения в утвержденное положение о соревновании не разрешается, однако в исключительных случаях организатор соревнования по согласованию с БФМВС, и при условии оповещения всех участников не позднее, чем за 10 дней до соревнования, может внести необходимые изменения, которые затем должны быть утверждены жюри или главным судьей соревнования. Обо всех изменениях в программе соревнований, участники и зрители должны знать не позднее, чем за час до первого старта.
1.07.  Программа соревнования.
В программе должны обязательно указываться состав оргкомитета, фамилии президента и членов жюри, а в отсутствие жюри – главного судьи, директора соревнования, состав судейской бригады или хронометристов, технического комиссара, руководителей других служб, список участников по заездам, расписание тренировок и заездов, марки мотоциклов, а также любая другая информация об участниках соревнований и данном виде мотоспорта, которая может представлять интерес для зрителей. В программе могут указываться спонсоры данного соревнования.
На республиканских чемпионатах, первенствах, кубках и других официальных соревнованиях в положении, программе и другой документации соревнований должна обязательно размещаться эмблема БФМВС и указываться регистрационный номер соревнования.
1.08.  Прием заявок.
Организатор принимает заявки на участие в соревновании в соответствии со сроками, указанными в положении. Эти сроки находятся в пределах 7-30 дней до начала соревнования. На основании полученных заявок организатор составляет предварительный список спортсменов и команд и дает разрешение на выезд иногородним участникам.
Секретариат соревнования регистрирует прибывших участников, составляет список представителей и мест размещения спортсменов и команд и уточняет списки допущенных спортсменов или команд.
Перезаявка спортсменов в день соревнования может быть принята в письменном виде только в уважительных случаях (например, в случае болезни спортсмена, подтвержденной справкой врача) в следующие сроки: в командных и лично-командных соревнованиях – не позднее, чем за 2 часа до первого старта, в личных соревнованиях – за 1 час до первого старта. Однако такие перезаявки могут быть запрещены или ограничены положением о соревнованиях.
Организатор соревнований имеет право ограничить число заявок, если это диктуется условиями трассы, лимитом времени, количеством мест размещения участников, средствами и другими обстоятельствами. В этом случае в положении о соревновании должно указываться максимальное количество допускаемых участников или команд и порядок приоритета.
Во всех случаях окончательный состав участников определяет жюри соревнования, а за его неимением – судейская коллегия (главный судья).
Если прибывшие спортсмены по уровню мастерства или другим показателям не отвечают требованиям правил и положения и вследствие этого организатор не допускает их к участию в соревновании, все материальные и другие расходы несет командировавшая их организация или сами спортсмены.

 
1.09. Безопасность.
Главной заботой организатора как на стадии подготовки, так и в период проведения тренировок и соревнований должно быть обеспечение максимальной безопасности для участников, должностных лиц соревнования и зрителей. Место проведения соревнования должно полностью отвечать всем требованиям безопасности, изложенным в соответствующих приложениях к данному Кодексу по каждой дисциплине мотоспорта.
При проведении мотоциклетных соревнований на трассе, треке или другом сооружении, предназначенном и для автомобильных гонок, должны быть приняты дополнительные меры безопасности (например, защита металлических ограждений трассы соломенными тюками и т.п.). Как тренировки, так и гонки на автомобилях должны проводиться только после мотоциклетных соревнований.
1.10.  Медицинское обеспечение.
На период тренировок и соревнований должны быть оборудованы пункты (посты) медицинской помощи с квалифицированным персоналом, машинами скорой помощи и набором медикаментов и инструментария.
1.11.  Противопожарные меры.
Организатор обязан во время тренировок и соревнований принять необходимые меры противопожарной безопасности в помещениях для ремонта и обслуживания мотоциклов (боксах), закрытом парке, в парке гонщиков, в пункте заправки горючим и во всех других пожароопасных местах.
1.12.  Связь.
Во время тренировок и соревнований должна обеспечиваться постоянная и надежная телефонная или радиосвязь между директором соревнования, главным судьей, боксами или парком гонщиков, судьями на старте и финише, а также всеми другими службами.
1.13.  Спортивные сооружения.
Трассы, треки, ипподромы, стадионы, поля и другие спортивные сооружения, используемые для проведения мотоциклетных соревнований, должны соответствовать нормам и требованиям, изложенным в приложениях по каждому виду мотоспорта.
Спортивные сооружения, предназначенные для проведения республиканских чемпионатов, должны иметь лицензию, выдаваемую БФМВС после инспекции и регистрации данного сооружения. Порядок проведения инспекции и лицензирования изложен в соответствующих приложениях по каждому виду мотоциклетных соревнований. Лицензия на спортивное сооружение может выдаваться на срок от одного до трех лет с последующим ее продлением.
При осмотре и приемке вводимого в эксплуатацию нового или реконструированного спортивного сооружения, на котором предусматривается проведение международных соревнований или республиканских чемпионата, в составе приемочной комиссии должен быть представитель БФМВС.
 
1.14.  Категории и типы мотоциклов.
Понятие «Мотоцикл» включает в себя, в принципе, все транспортные средства, имеющие до четырёх колёс, приводимые в движение двигателем и допускающие коррекцию управляемости, устойчивости, траектории движения за счет изменения посадки и стойки водителя, или водителя и пассажира, т.е. перемещения их центра тяжести.
В соответствии с классификацией Международной мотоциклетной федерации (ФИМ), мотоциклы подразделяются на три категории:
категория 1 – мотоциклы с приводом на одно колесо;
категория 2 – специальные мотоциклы с приводом на одно или несколько колес, не подпадающие под категорию 1;
категория 3 – мотоциклы с электрическими двигателями (не используются в трековых гонках).
Мотоциклы категории 1 делятся на следующие группы:
группа А1 – мотоциклы-одиночки с двумя колесами и одной колеей, т.е. двигаясь по прямой, оставляют один след на поверхности (земле);
группа B1 – мотоциклы с коляской, т.е. одноколейный мотоцикл-одиночка с прикрепленной к нему коляской с одним колесом, образующим вторую колею. Коляска или платформа предназначена для перевозки пассажира (колясочника) в положении стоя, сидя, или лежа в зависимости от вида соревнований;
группа В2 – те же мотоциклы, что и В1, но с постоянно прикрепленной (несъемной) коляской, имеющие две или три колеи;
Мотоциклы групп А1, В1 и В2 подразделяются на типы: дорожные, спортивные, гоночные и рекордные.
Дорожными называются мотоциклы, выпускаемые заводами для езды по обычным дорогам, продаваемые через торговую сеть и требующие регистрации в ГАИ. Изменения в конструкции дорожных мотоциклов, допускаемых к некоторым соревнованиям, оговариваются положением о соревнованиях.
Спортивными называются мотоциклы, построенные для спортивных целей, в том числе самими спортсменами, на базе дорожных или спортивных и отвечающие предъявляемым к ним техническим требованиям.
Гоночными называются мотоциклы, специально построенные для скоростных (например, для шоссейно-кольцевых гонок) соревнований.
Рекордными называются мотоциклы специальной конструкции, изготовленные в единичных экземплярах и рассчитанные на достижение наивысших скоростей в особых и наиболее благоприятных дорожных условиях.
К участию в соревнованиях допускаются только мотоциклы, имеющие двигатель без наддува, т.е. всасывание атмосферного воздуха должно производиться без предварительного его сжатия, только за счет движения поршня в цилиндре. Двигатель какого-либо класса (определяемого объемом цилиндра) не будет считаться имеющим наддув, если общий объем рабочего цилиндра и нагнетающего устройства или устройств, замеренный за один рабочий такт, не превышает максимальный рабочий объем двигателя этого класса. В рекордных мотоциклах применение наддува допускается.
Мотоциклы Категории 2 делятся на следующие группы:
группа С – специальные двухколесные мотоциклы;
группа D – специальные трехколесные мотоциклы;
группа Е – снегоходы;
группа F – спринтеры и дрэгстеры;
группа G – четырехколесные мотоциклы (квадроциклы);
группа Н – многоколесные мотоциклы.
Мотоциклы Категории 2 не используются в трековых гонках, за исключением групп Е и G.
Мотоциклы группы G используются только для внедорожных соревнований. Конструкцией мотоциклов групп G должен быть предусмотрен руль мотоциклетного типа и место только для водителя.
Участие мотоциклов различных групп и категорий в одном соревновании (заезде) запрещается. В отдельных видах мотоспорта допускается участие в одном соревновании (заезде) мотоциклов различных классов, что оговаривается положением о соревнованиях.
1.15. Классы мотоциклов, вес мотоциклов.
Мотоциклы всех указанных в п. 1.14. категорий и групп, в зависимости от требований к их техническим характеристикам, а также ограничений, применяемым к ним в целях повышения массовости и доступности мотоциклетного спорта, делятся на две части, образуя “Международные классы” мотоциклов и “Национальные классы” мотоциклов. В каждой из этих двух частей установлены классы мотоциклов, определяемые минимальным и максимальным объемом цилиндра(ов) двигателя и эта последняя величина даёт название классу.

«Международные классы»

Класс мотоциклов    свыше (см3)    не более (см3)
Категория 1, группа А1
50    -      50
60     50     65
80 (2-тактные) 
     (4-тактные)        50
 75     85
 125
100                 85     100
 МХ2            125 (2-тактные)
                             (4-тактные)     100
 175     125
 250
175                  125     175
 МХ1            250 (2-тактные)
                             (4-тактные)     175
 290     250
 450 
350                 250     350
 МХ3             500 (2-тактные)
                              (4-тактные)     350
 475     500
 650


Категория 1, группа В1, В2
МХ                750 (2-тактные)
                     1000 (4-тактные)     350
 500     750
 1000
Категория 2, группа G
ATV
      (2-тактные) и (4-тактные)   
 250   
 500

Минимальный (сухой) вес мотоциклов «Международных классов»:
          80 см3  -   65 кг;    125 см3 - 88 кг;    250 см3 - 98 кг;     500 см3 - 102 кг.
Допуск при измерении веса мотоцикла после соревнований составляет 1%.

«Национальные классы»

В классе «Юниор» допускаются мотоциклы с ходовой рамой как отечественного, так и зарубежного производителя, с 2-х-тактными двигателями рабочим объёмом 125 см3 (в т.ч. чехословацкого производства, поставляемые в СССР по 1991 год) и с 4-х-тактными рабочим объёмом до 200 см3, с воздушным либо воздушно-масляным охлаждением.
В классе «Национал» допускаются мотоциклы с ходовой рамой как отечественного, так и зарубежного производителя, с 2-х и 4-х-тактными двигателями рабочим объёмом до 500 см3 (производства ОАО «Мотовело» или чехословацкого производства, поставляемые в СССР по 1991 год), с воздушным либо воздушно-масляным охлаждением.
Рабочий объем цилиндра определяется по следующей формуле:
V=D2 х 3,1416 х С,
где:  D – диаметр цилиндра в см., С – ход поршня в см.
Диаметр цилиндра и ход поршня замеряются с точностью до 0,01 см. Диаметр замеряется по верхней кромке цилиндра на холодном двигателе при удаленном нагаре. Если при измерении с этим допуском объем превышает предельную величину для данного класса, проводится повторный замер с допуском 0,001 см. Округление результата с учетом точности измерительного прибора производится в пользу спортсмена.
Рабочий объем двигателя определяется по формуле:
V=2 х V / N,
где:  V – объем одной камеры, N – число оборотов двигателя, необходимое для окончания одного цикла. Этот двигатель классифицируется как 4-тактный.
Если вызывает сомнение правильность заявленного объема двигателя, или на него поступил протест, рабочий объем двигателя должен быть замерен сразу по окончании соревнования или финиша данного заезда (этапа). Если по поводу заявленного объема двигателя протест подан до начала гонки, участник может быть допущен «под протестом»; в этом случае замер производится сразу после финиша данного гонщика. При любом превышении заявленного объема двигателя результат данного участника аннулируется, в том числе и для командного зачета.
 
1.16.  Виды соревнований.
В мотоциклетном спорте различаются следующие виды соревнований:
а) мотокросс (квадрокросс) или суперкросс – соревнования по замкнутой трассе с различными препятствиями на пересеченной местности, специальной площадке (стадионе), или в помещении (зале);
б) трековые гонки – соревнования по замкнутой специальной дорожке (треку) с гаревым, ледяным, травяным, песчаным покрытием, или ипподрому;
в) шоссейно-кольцевые гонки – соревнования по замкнутой трассе с высококачественным асфальтовым или бетонным покрытием;
г) шоссейно-линейные гонки – соревнования на дороге с усовершенствованным покрытием между двумя контрольными пунктами;
д) эндуро – соревнования, проводимые на дорогах с различным покрытием и по пересеченной местности с соблюдением заданного графика движения и выполнением условий дополнительных состязаний;
е) триал – соревнования по трассе на пересеченной местности с естественными препятствиями, на стадионе, площадке или в помещении (зале) с искусственными препятствиями и с ограничением времени прохождения дистанции, в маршрут которой включаются контролируемые участки, где проверяется и оценивается мастерство гонщика в управлении мотоциклом;
ж) фигурное вождение мотоцикла – соревнования по выполнению специальных упражнений на площадке с особой разметкой и искусственными препятствиями;
з) мотобол – игра двух команд спортсменов на мотоциклах, стремящихся забить мяч в ворота соперников, защищаемые вратарем;
и) заезды на установление рекордов – проводятся на специальных трассах для достижения максимальной скорости или другого показателя.
Кроме перечисленных выше, могут проводиться и другие нетрадиционные соревнования по временным правилам или условиям, оговоренным в положении, например, моторалли, рейд-марафон, подъем на холм, мотоориентирование, мотобиатлон, мотоэстафета, минимотобол, гонки на спринтерах и т.п.
1.17.  Личные, командные и лично-командные соревнования.
По характеру зачета соревнования бывают: личные, командные и лично-командные.
В личных соревнованиях выявляется мастерство каждого спортсмена и результат засчитывается только ему. В командных соревнованиях выявляется мастерство спортсменов каждой команды, но результат спортсмена засчитывается только команде. Спортсмены, не входящие в состав какой-либо команды, в таких соревнованиях участвовать не могут.
В лично-командных соревнованиях выявляется мастерство каждого спортсмена, но результат каждого из них засчитывается как ему, так и команде, в которой он состоит. К этим соревнованиям могут допускаться и спортсмены, не входящие в состав какой-либо команды, а выступающие только в личном зачете.
1.18.  Одноэтапные, многоэтапные и многоступенчатые соревнования.
Соревнования бывают одноэтапные, многоэтапные и многоступенчатые.
Одноэтапные соревнования состоят из одного или нескольких заездов, по которым выводятся общие результаты. Как правило, такие соревнования проводятся в один день.
Многоэтапные соревнования состоят из нескольких самостоятельных соревнований, проводимых через определенные промежутки времени в соответствии с установленным календарем. Общие результаты в этих соревнованиях подводятся по сумме результатов всех этапов.
Многоступенчатые соревнования состоят из нескольких последовательных отборочных этапов (например, 1/4 финала, полуфиналы и финал). Результаты, показанные в финале, являются итоговыми.
1.19.  Определение результатов.
Как правило, итоговый результат спортсмена в каждом конкретном соревновании определяется количеством или суммой очков, набранных во всех заездах данного соревнования в соответствии с таблицей очков в зависимости от порядка прихода на финиш с учетом пройденной дистанции или затраченного времени.
Конкретный порядок начисления очков и определения итоговых мест в соревновании по каждому виду мотоспорта указывается в правилах соревнований, также, как и порядок определения мест в случае равенства очков (большее количество первых, вторых и т.д. мест, лучшее место, занятое в определенном заезде, указанном в положении о соревновании, перезаезд, лучшая сумма времени и т.п.).
В некоторых видах соревнований для участников полуфиналов, не попавших в финал, может быть проведен заезд «надежды», из которого определенное количество лучших гонщиков получает право участия в финале.
В командных соревнованиях места определяются по сумме личных результатов членов команды или, в отдельных случаях, оговоренных положением, по моменту пересечения линии финиша последним спортсменом команды. Если в состав команды входят спортсмены, выступавшие на мотоциклах разных классов, то количество начисляемых очков должно зависеть не только от занятого места, но и от числа стартовавших в каждом классе (кроме фигурного вождения мотоцикла и триала). Определение результатов для мужчин и женщин в мотокроссе, шоссейных и трековых гонках производится раздельно. В других соревнованиях допускается общий зачет, что оговаривается положением.
1.20.  Оказание помощи.
Спортсмен, получивший какую-либо постороннюю помощь во время гонки или ремонтирующий свой мотоцикл вне специально отведенного места, подлежит исключению из соревнований. Не считается посторонней помощь, оказываемая спортсмену должностными лицами и персоналом соревнований на дистанции в целях обеспечения безопасности других участников и зрителей (например, для освобождения трассы или вывода мотоцикла из аварийного состояния). В командных соревнованиях, если это предусмотрено положением, разрешается взаимопомощь внутри команды вплоть до буксировки мотоцикла.
1.21.  Старт.
Стартом называется момент начала соревнований. Ни один старт нельзя давать раньше предварительно объявленного времени. Применяются два вида старта – старт с места и старт с ходу. При старте с места:
а) передние колеса мотоциклов, находящихся в первом ряду, должны отстоять от линии старта не более чем на 10 см;
б) в момент подачи сигнала старта мотоциклы должны быть неподвижны, а двигатели могут быть в работающем или неработающем состоянии, что оговаривается положением;
в) участник в момент старта должен быть в контакте с мотоциклом или, если это специально предусмотрено положением, может находиться в удалении от него (при неработающих двигателях).
При старте с ходу мотоциклы участников до момента пересечения линии старта находятся в состоянии движения с регулируемой скоростью (при общем или групповом старте) или с максимальной скоростью (при индивидуальном старте).
Старт с ходу с регулируемой скоростью дается одним из следующих способов:
а) вся группа стартующих движется на мотоциклах по направлению к стартовой линии вслед за лидирующим судейским автомобилем (мотоциклом), не обгоняя его и не нарушая порядок, в котором они были расставлены до трогания с места. Сигналом старта является уход с трассы лидирующей машины.
б) гонщики двигаются к линии старта, поддерживая равнение, на скорости, предложенной одним из них. Когда они приблизительно одновременно подъедут к предстартовой линии, дается сигнал старта. Спортсмен, далеко вырвавшийся вперед или резко снизивший скорость к этому моменту, может быть исключен из заезда.
Старт может быть общим, групповым или индивидуальным. При общем старте одновременно стартуют все участники, допущенные к данным соревнованиям. При групповом старте одновременно стартуют несколько спортсменов, причем каждой последующей группе старт дается из того же места и через определенный интервал времени. При индивидуальном старте спортсмены стартуют по одному. Количество участников, принимающих общий или групповой старт, устанавливается организатором в зависимости от вида соревнований, характера и протяженности трассы и ширины стартовой зоны.
Спортсмены занимают места на старте:
а) по результатам обязательной тренировки с засечкой времени или по результатам отборочных заездов;
б) по жеребьевке;
в) по результатам предыдущего заезда;
г) в ином другом порядке, установленном заранее организатором. Порядок занятия мест на старте в различных видах соревнований указывается в соответствующих правилах или объявляется участникам до начала соревнований.
При участии в одном заезде спортсменов на мотоциклах разных классов впереди должны стартовать гонщики на мотоциклах с большим объемом двигателя (кроме триала и эндуро).
Для пуска и прогрева двигателей спортсмены могут пользоваться помощью механика и обслуживающего персонала, но только до выхода на линию старта. На линии старта двигатели разрешается заводить только по команде судьи.
Процедура старта излагаются также в правилах соревнований по видам.
Если при старте с неработающим двигателем спортсмен в промежутке между стартовыми сигналами или командами запустил двигатель или начал толкать мотоцикл, а при старте с работающим двигателем находился в движении, он считается допустившим фальстарт и должен быть наказан. Способ наказания зависит от вида соревнования (добавление штрафного времени к фактически показанному спортсменом, исключение из заезда, остановка в ходе соревнования на определенное время, установка во второй ряд при повторном старте и т.п.) и устанавливается правилами и положением. При массовом фальстарте старт должен быть повторен. Спортсмен считается начавшим соревнование после отмашки судьей стартовым флагом или включения зеленого сигнала светофора или срабатывания стартового устройства. Если после сигнала старта спортсмен не начал движение вперед или его нет в пункте старта, он может в последующее время пересечь линию старта и выехать на трассу (за исключением трековых гонок) только с разрешения судьи. При этом ему не устанавливается новое время старта (за исключением рекордных заездов). Спортсмен, не явившийся на старт к моменту подачи сигнала старта, может быть не допущен к данному заезду.
1.22. Финиш.
Окончание дистанции трассы (заезда) каждым участником соревнований фиксируется на линии финиша, которая может совпадать с линией старта. Финишем считается момент пересечения линии финиша наиболее выступающей вперед частью мотоцикла, а спортсмен (экипаж) находится в контакте со своим мотоциклом.
В момент финиша судья резко опускает флаг, который до этого он держит над головой или горизонтально.
После пересечения линии финиша спортсмену запрещается резко уменьшать скорость или резко изменять траекторию движения.
Время закрытия финиша (контрольное время), исчисляемое после финиша победителя, устанавливается правилами в каждом виде соревнований. Если в течение контрольного времени ни один гонщик не пересечет линию финиша или не закончит очередной круг, соревнования в данной группе спортсменов или данном классе мотоциклов считаются несостоявшимися или же их результаты подводятся по целому числу пройденных кругов, дистанции или другим показателям.
После финиша мотоциклы спортсменов могут направляться в закрытый парк для технического осмотра на случай подачи протеста.
1.23. Движение по трассе.
В процессе соревнований мотоцикл может передвигаться по трассе за счет двигателя, мускульной силы спортсмена (экипажа), сил инерции, тяжести или буксировки (в командных соревнованиях без личного зачета, где она допускается).
Неисправность мотоцикла, возникшая в ходе соревнований, не лишает участника права закончить дистанцию.
В случае неисправности мотоцикла спортсмен (экипаж) обязан остановить его у края трассы или вне ее, чтобы не мешать движению других спортсменов. Запрещается останавливаться на поворотах трассы или в местах, закрытых для обзора.
Выезд на трассу после устранения неисправности мотоцикла гонщик или экипаж может произвести только в месте выезда с нее и только после того, как убедится, что не помешает движению других спортсменов. Нарушившие это правило из соревнований исключаются.
Гонщику запрещается также под угрозой исключения резко изменять траекторию движения, если это изменение на вызвано конфигурацией трассы. Совершать обгон разрешается только с учетом обеспечения безопасности обгоняемого спортсмена.
Исключается из соревнований гонщик, допускающий некорректную или опасную езду.
Запрещена езда по трассе спортсменам, выбывшим из соревнования или закончившим его.
1.24.  Хронометраж.
Время, за которое спортсмены проходят дистанцию, определяется судьями-хронометристами с помощью хронометров (часов с повышенной точностью хода), секундомеров с ручным управлением или специальных электронных автоматических устройств.
Все приборы для измерения времени должны быть проверены на точность хода соответствующими учреждениями и иметь свидетельства, срок действия которых для ручных приборов не более 2 лет, а для автоматических – не свыше одного года.
Организатор соревнования обязан предоставить главному (старшему) хронометристу для осмотра и проверки все приборы измерения времени в согласованный с ним срок. На случай поломки основного хронометра в распоряжении главного хронометриста должен быть резервный.
По точности хода хронометры не должны расходиться с истинным временем на величину, большую, чем установлено паспортом для данного прибора, а секундомеры – более чем на 0,6 с за 30 минут. Истинное время определяется по сигналам точного времени, передаваемым по радио.
Отсчет часов и минут ведется по показаниям хронометров. По секундомерам отсчитываются секунды и их доли. При стартах с ходу и при кратковременных соревнованиях отсчет минут также ведется по секундомерам.
Чтение показаний секундомера допускается только с такой точностью, какую предусматривает его шкала. При ручном управлении секундомерами точность не может превышать 0,2 с.
Пуск и остановка секундомеров от руки производятся либо в момент начала движения флага судьи на старте (финише), либо по личному восприятию хронометристами момента пересечения линии старта или финиша передним колесом мотоцикла. При длительных заездах секундомеры включаются незадолго до финиша в момент начала любой минуты по хронометру.
Промежуточные засечки времени (например, время на отрезке дистанции или по кругам) могут производиться по вторым стрелкам двухстрелочных секундомеров или при помощи нескольких однострелочных секундомеров.
Если не требуется точность выше целой секунды, то время круга может определяться электронными часами с цифровой индикацией. В зачет берется время лучшего круга из двух-трех, подлежащих замеру. В случае применения автоматической аппаратуры ее функционирование контролируется по числу целых секунд с помощью секундомеров с ручным управлением.
Время спортсменов на дистанции при ручной засечке может определяться по одному или трем секундомерам в зависимости от вида соревнований. В последнем случае зачетным временем считается показание секундомера со средним результатом. Если на один из трех секундомеров участник не принят, то в зачет берется показание секундомера с худшим временем.
Одному судье-хронометристу разрешается управлять несколькими секундомерами, но только для принятия разных участников.
При старте с места начало отсчета времени (подача сигнала старта), как правило, должно совпадать с целым числом минут по главному хронометру. При кратковременных соревнованиях, где отсчет минут ведется по секундомеру, соблюдать это правило не обязательно. Во всех соревнованиях, где это возможно, хронометраж следует вести от нуля. Для этого главный хронометр должен быть предварительно установлен таким образом, чтобы к моменту первого старта он показывал 00 ч 00 мин 00 с.
При рекордных попытках время фиксируется одним или несколькими приборами, имеющими точность не менее 1/1000 с. при заездах на короткие дистанции и не менее 1/100 с при заездах на остальные дистанции.
1.25. Определение средней скорости.
Средняя скорость движения на трассе определяется по следующей формуле:
          3600 х S
V = --------------, км/ч
             t                  
где: V – определяемая средняя скорость, км/ч;
        S – длина дистанции, км;
         t – время прохождения дистанции, с.
Точность определения средней скорости может быть не выше 0,1 км/ч для всех шоссейных и трековых гонок и 1 км/ч для остальных соревнований. Для заездов на установление рекордов скорости действуют особые требования.
 
1.26.  Официальные сигналы.
Во время тренировок и соревнований официальные сигналы подаются с помощью сигнальных флагов, флажков, специальных табличек и световых сигналов уполномоченными на это лицами (главный судья, судья на старте и финише, судьи на дистанции).
В любом пункте трассы соревнований судьи могут показать участникам официальный сигнал флагом, которому они обязаны подчиниться.
Помимо официальных сигналов, на соревнованиях могут применяться специальные знаки, указывающие направление движения, пункты питания, контроля времени, технической и медицинской помощи, заправки ГСМ, места стоянки и т.п. Цвета и значения сигнальных флагов, а также их размеры приводятся в соответствующих правилах по каждой дисциплине.
1.27.  Лицензии спортсменов.
Каждый участник соревнований обязан иметь лицензию спортсмена БФМВС, которая является разрешением на вождение мотоцикла в условиях определенного вида соревнований. Различаются следующие виды лицензий спортсменов: а) национальные; б) международные. Лицензия является личным документом спортсмена, выдаваемым в установленном порядке, и должна предъявляться при регистрации на соревнованиях. Она не заменяет собой паспорт, удостоверение личности или водительские права. Лицензии действительны для участия в соревнованиях, проводимых на территории Республики Беларусь:
 - национальная лицензия – для участия в республиканских (областных) чемпионатах, первенствах и кубках, а также для участия в международных соревнованиях (по договоренности с международными мотоциклетными федерациями);
- международные лицензии – для участия в официальных чемпионатах мира, Европы и кубках FIM и FIM-EUROPE, а также в международных соревнованиях, проводимых по календарям FIM и FIM-EUROPE.
1.28.  Участвующие спортсмены.
К участию в соревнованиях допускаются граждане Республики Беларусь и иностранные граждане (где это оговорено), предъявившие во время регистрации следующие документы:
а) граждане Республики Беларусь:
- лицензию спортсмена;
- удостоверение на право управления мотоциклом (для эндуро, триала, ралли-рейда и других соревнований, связанных с передвижением по дорогам общего пользования);
- классификационную книжку спортсмена;
- страховой полис, действительный на период тренировок и соревнований;
- письменное разрешение родителей несовершеннолетних спортсменов или их опекунов и копию свидетельства о рождении.
б) иностранные граждане:
- лицензию FIM или национальную лицензию мотофедерации страны;
- страховой полис, действительный на период тренировок и соревнований;
- заявочный бланк;
- разрешение национальной федерации (при участии спортсмена в команде Республики Беларусь).
По возрасту спортсмены, допускаемые к участию в мотоциклетных соревнованиях в Республике Беларусь, делятся на группы в соответствии с правилами соревнований по видам мотоспорта, разрабатываемыми соответствующими комитетами БФМВС. Максимальный возраст для выдачи лицензии составляет 60 лет, но в отдельных случаях лицензия может быть выдана спортсмену старше 60 лет на основании справки из врачебно-спортивного диспансера о состоянии здоровья и заключения о годности для участия в соревнованиях и только при наличии электрокардиограммы с положительным заключением врача. Срок действия документа определяет организация, выдавшая его. Возраст определяется по году рождения (на 1 января).
1.29.  Страхование от несчастного случая.
Каждый спортсмен, участвующий в соревнованиях, обязан иметь личную страховку на случай смерти, постоянной инвалидности и медицинского лечения. Минимальный размер такого страхового покрытия должен составлять, как правило, сумму, равную пятсот пятьдесяткратному размеру базовой величины в Республике Беларусь.
Номер страхового полиса должен обязательно указываться в лицензии спортсмена. Спортсмен, имеющий страховку, срок действия которой истек, к соревнованиям и тренировкам не допускается.
Участники соревнований по фигурному вождению от личной страховки освобождаются.
1.30.  Колясочник.
Во всех соревнованиях на мотоциклах с коляской экипаж должен состоять из двух человек – водителя и колясочника.
В многоэтапных соревнованиях в случае выбытия колясочника после одного из них по причине травмы или другой причине водитель может продолжать выступление в последующих соревнованиях с другим колясочником. При выбытии из соревнования водителя экипаж в дальнейших соревнованиях не участвует, и его результаты определяются по итогам пройденных этапов.
Колясочник награждается наравне с водителем при условии участия с ним во всех зачетных этапах.
Колясочнику, выступавшему с одним водителем, не разрешается в тех же соревнованиях выступать с другим (например, в другом заезде или классе мотоциклов).
Во время соревнования колясочник не имеет права управлять мотоциклом. Допускается любая помощь колясочника своему водителю.
Так же, как и водитель, колясочник обязан иметь лицензию спортсмена по этому же виду соревнований и личную страховку.
1.31.  Экипировка спортсменов.
На период тренировок и соревнований спортсмену полагается надевать соответствующую экипировку, предусмотренную правилами соревнований.
Допускается козырек на шлеме из эластичного материала, если шлем не интегральный.
К соревнованиям не допускаются спортсмены в защитных очках с бьющимися стеклами.
Несмотря на наличие номерных табличек на мотоцикле, при выходе на старт, а если необходимо, и на тренировку каждый спортсмен должен иметь нагрудный номер, выдаваемый организатором, или свой жилет с номером.
Соответствие экипировки спортсменов, и в первую очередь шлема, проверяется при предъявлении мотоцикла на первичный технический осмотр, а наличие нагрудных номеров контролируется при выходе на линию старта или в предстартовом парке.
1.32.  Представители, тренеры, капитаны команд.
Организация, заявившая своих спортсменов на соревнования, должна назначить на период их проведения своего полномочного представителя. Как правило, представителем назначается тренер команды.
Представитель и/или тренер отвечают за дисциплину своих спортсменов и обеспечивают их своевременную явку на различные мероприятия в соответствии с распорядком дня и программой соревнований.
Представитель должен присутствовать на заседаниях жюри, на которые его приглашают, и представлять там интересы как своей организации и команды, так и отдельных ее членов. Он обязан выполнять все требования и решения должностных лиц соревнования в отношении его спортсменов. Если такое требование или решение ущемляет интересы отдельного спортсмена или его команды в целом, он может подать в жюри через директора соревнования письменный протест, а в случае несогласия с решением жюри по данному протесту подать через секретариат БФМВС апелляцию на решение жюри в установленном порядке (см. ст. 1.56).
В личных соревнованиях протест или апелляцию подает сам спортсмен.
1.33.  Должностные лица соревнований.
В зависимости от ранга соревнования высший контроль за его проведением и соблюдением всех правил осуществляет жюри или главный судья. На республиканских чемпионатах, первенствах и кубках обязательно наличие жюри, состоящее из президента и двух членов с правом голоса, включая главного судью. Другим членом жюри с правом голоса может быть спортивный комиссар БФМВС или представитель организации (федерации) БФМВС. Директор соревнования может входить в состав жюри, но без права голоса.
На международных соревнованиях (кроме чемпионатов мира и Европы), проводимых на территории Республики Беларусь, а также на республиканских чемпионатах состав жюри назначается и, по согласованию с организатором, утверждается БФМВС из числа судей, как правило, не ниже республиканской категории. На чемпионатах мира и Европы, проводимых на территории Республики Беларусь, состав международного жюри назначается FIM. На соревнованиях областного масштаба состав жюри назначается региональными организациями или БФМВС из числа судей, как правило, не ниже I категории. Помимо вышеуказанных, должностными лицами соревнования являются технический комиссар и его персонал, хронометрист или бригада хронометристов или судьи-счетчики кругов, судья на старте/финише, начальник дистанции, судьи-комиссары в боксах, на дистанции, другие судьи, а также главный секретарь соревнования (жюри), главный врач и его медицинский персонал, спортивный комментатор, лица, ответственные за противопожарную безопасность, соблюдение порядка и представители всех других служб, необходимых для успешного проведения соревнования.
Все эти лица, за исключением жюри, подчиняются главному судье или директору соревнования в зависимости от выполняемых функций.
Для осуществления контроля со стороны БФМВС за соблюдением данного Кодекса, правил соревнований и других требований, а также оказания помощи организатору в проведении республиканских чемпионатов и международных соревнований может назначаться спортивный комиссар БФМВС.
Президент и члены жюри, спортивный комиссар, директор соревнований, технический комиссар и хронометрист, привлекаемые на республиканские чемпионаты, должны иметь соответствующую лицензию, выдаваемую БФМВС.
1.34.  Президент жюри.
В зависимости от ранга соревнования президент жюри назначается БФМВС. Он определяет время заседаний жюри и имеет право пригласить на них тех лиц, которые необходимы для нормального проведения соревнований. Первое заседание жюри созывается перед официальной тренировкой, на нем обсуждаются следующие вопросы:
- возможные изменения в положении о соревновании с последующим доведением их до сведения всех участников;
- уточнение состава участников и распределение их на группы для последующих тренировок, если это необходимо;
- доклад директора соревнования о проделанной подготовительной работе и готовности к соревнованиям всех служб;
- доклад технического комиссара о результатах технического осмотра.
После окончания официальной тренировки президент жюри созывает следующее заседание, на котором заслушивается доклад директора соревнования, главного хронометриста, технического комиссара и при необходимости главного врача, если есть случаи травм, а также утверждаются результаты официальной тренировки и окончательный состав участников. При необходимости, а также на соревнованиях, проводимых в течение нескольких дней, могут созываться дополнительные заседания жюри по решению его президента. По окончании соревнования на последнем заседании жюри президент должен подписать вместе с директором соревнования официальные результаты соревнования, а с секретарем жюри – протоколы всех заседаний жюри. В тех видах соревнований, где заезды проводятся с отдельным (самостоятельным) зачетом, например, мотокросс, результаты таких заездов могут утверждаться на промежуточных заседаниях жюри. На республиканских чемпионатах и международных соревнованиях президент жюри обязан в течение 72 часов направить в секретариат БФМВС письменный отчет о соревновании.
1.35.  Функции жюри (главного судьи).
Жюри, а в его отсутствие главный судья осуществляют высший контроль за проведением соревнования в части применения Спортивного Кодекса, других правил БФМВС и положения о соревновании. Члены жюри или главный судья ответственны только перед БФМВС и региональной организацией, которая их назначила. Они отвечают исключительно за спортивную сторону соревнования, в котором они имеют определенную исполнительную функцию, а вся гражданская и юридическая ответственность возлагается на организатора. Жюри или главный судья не вправе изменять или дополнять существующие правила, но в исключительных случаях могут принимать решения по своей инициативе или по просьбе организатора (директора соревнования) о задержке старта, улучшении трассы (трека или поля), преждевременной остановке или отмене полностью или частично соревнования по причине, связанной с обеспечением безопасности в силу сложившихся чрезвычайных обстоятельств.
Жюри или главный судья являются высшей инстанцией на соревнованиях, компетентной принимать решение по любому поданному в ходе их протесту, в том числе связанному с применением санкций, однако любые его решения могут быть в дальнейшем обжалованы.
Главный судья должен прибыть на место соревнования за несколько дней, чтобы проверить у организатора наличие разрешения местных властей на проведение соревнования, страховку гражданской ответственности организатора в отношении третьих лиц, наличие и срок действия лицензии на спортивное сооружение, осмотреть на местности и утвердить схему оборудования трассы, представленную начальником дистанции, лично ознакомиться с мерами обеспечения безопасности участников и зрителей, провести перед соревнованием инструктивное совещание с судейской коллегией, а во время соревнования – заседание судейской коллегии и, при необходимости, совещание представителей, если на соревновании отсутствует жюри.
Главный судья обязан принять участие в расследовании всех обстоятельств несчастных случаев, если таковые произошли, а по окончании соревнований представить отчет по соответствующей форме в назначившую его региональную организацию и БФМВС.
1.36.  Процедура на заседаниях жюри.
Как правило, заседания жюри являются закрытыми, но в отдельных случаях президент жюри может пригласить на заседание или разрешить присутствовать на нем отдельным лицам (представители организатора, участвующих команд и т.д.) без права голоса.
Все решения жюри принимаются простым большинством голосов, а в случае их равенства голос президента жюри является решающим.
1.37.  Протоколы заседаний жюри или судейской коллегии.
Протоколы заседаний жюри (или судейской коллегии, если жюри нет) составляются секретарем жюри (секретарем судейской коллегии) соревнования и подписываются им и президентом жюри/главным судьей. На чемпионатах мира и Европы они составляются на официальном языке FIM – английском. В протоколах подробно указываются наложенные взыскания, решения по поводу поданных протестов, сведения о несчастных случаях и возможные замечания по организации соревнований. Копии этих протоколов должны направляться в течение 72 часов в местную федерацию, а оригинал - в Секретариат БФМВС или FIM в зависимости от ранга соревнования.
1.38.  Спортивный комиссар.
Спортивный комиссар, назначаемый из числа высококвалифицированных специалистов в состав жюри на крупнейшие национальные и международные соревнования в Республике Беларусь, призван оказать организатору необходимую практическую помощь в виде совета или рекомендации. На заседаниях жюри он пользуется правом решающего голоса. До начала и в ходе соревнования он может контролировать работу всех служб соревнования и давать необходимые указания, в том числе директору соревнования, для устранения недостатков. Он обязан принять самое деятельное участие в расследовании всех обстоятельств несчастных случаев, если во время соревнований таковые произошли.
После окончания соревнования спортивный комиссар обязан в течение 72 часов представить в секретариат БФМВС письменный отчет, указав в нем свои замечания по организации соревнования и рекомендации по ее улучшению, поданные протесты и решения по ним, наложенные санкции, а также случаи травматизма и их причины; если эти случаи связаны с грубым нарушением требований безопасности или недостаточным уровнем безопасности самой трассы или трека, он должен указать свои предложения о целесообразности дальнейшего использования этой трассы или спортивного сооружения.
Спортивный комиссар приезжает к месту соревнований не позднее, чем за 1 день до прибытия участников. Организатор соревнования обязан обеспечить его на равных условиях с президентом жюри и главным судьей.
1.39.  Директор соревнования.
Директор отвечает перед организатором и жюри или главным судьей за подготовку и проведение соревнования на высоком организационно-спортивном уровне. Для выполнения этой задачи ему помогают главный секретарь соревнований и другие должностные лица, ответственные за различные участки и службы соревнования.
Его основными обязанностями являются:
- организовать должную подготовку спортивного сооружения (трассы, трека, поля и т.д.) и соблюдение в первую очередь всех мер безопасности, присутствие и полную готовность всех необходимых должностных лиц, судейской бригады и всех служб обеспечения (службы порядка, медицинской, противопожарной и т.п.);
- обеспечить место проведения соревнования закрытой и/или открытой стоянкой для автомобилей и мотоциклов участников, пунктами питания, противопожарными и медицинскими постами, туалетами и контейнерами для мусора, водоснабжением для участников и полива трассы, трека, поля и т.п.;
- обеспечить должные меры безопасности участников и зрителей и их быструю эвакуацию в случае необходимости;
- содействовать и, в случае необходимости, оказывать конкретную помощь во время прибытия и отправки иногородних участников соревнований и их спортивной техники, а также в доставке участников и должностных лиц и обслуживающего персонала в гостиницу и к месту соревнований;
- проверить присутствие всех заявленных гонщиков и правильность нумерации мотоциклов или снегоходов;
- обеспечить наличие на месте соревнований наградных материалов, призов, судейской аппаратуры и измерительных инструментов, необходимых для технического контроля приборов, весов и т.п., специальной техники для подготовки и поддержания в нормальном состоянии трека, поля, трассы и т.д.;
- собирать протоколы хронометристов (судейской бригады) и других исполнительных должностных лиц, а также другие сведения, необходимые ему для представления своих отчетов жюри и утверждения результатов заездов и всего соревнования в целом;
- немедленно передавать жюри полученные им протесты;
- в срочных случаях, связанных с безопасностью или в других чрезвычайных обстоятельствах по решению жюри или главного судьи задерживать начало соревнований, давать указания об улучшении состояния трассы или трека, останавливать раньше времени соревнование или аннулировать его полностью или частично;
- в случае нарушения правил немедленно сообщать об этом жюри или главному судье для последующих санкций;
- принять меры к удалению с места соревнований любого, кто отказывается выполнять требования и распоряжения жюри, главного судьи или других должностных лиц;
- участвовать в расследовании обстоятельств несчастных случаев.
Директору не разрешается вмешиваться в действия хронометристов и других членов судейской бригады и оказывать на них какое-либо давление.
По окончании соревнований директор должен доложить организатору или оргкомитету о работе всех подчиненных ему служб, указать недостатки и сделать соответствующие предложения.
1.40.  Организационный комитет.
Организационный комитет создается заблаговременно в зависимости от масштаба соревнования по решению местных властей и на своих заседаниях, в т.ч. с выездом на место соревнования, рассматривает все вопросы, связанные с подготовкой, обеспечением и проведением соревнования на должном уровне. В состав оргкомитета входят: председатель, 2-3 его заместителя, представители организатора, директор соревнований, а также руководители местных органов власти и различных служб (органы правопорядка, здравоохранения, питания, торговли, транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства, средств массовой информации и т.д.).
 
1.41. Главный секретарь соревнования.
Главный секретарь соревнования является должностным лицом, отвечающим за организацию работы секретариата, начиная с составления и рассылки положения о соревновании. Он ведет всю переписку, а также готовит необходимую документацию для жюри.
Главный секретарь обязан:
- заблаговременно дать организатору заявку на формы бланков, необходимых для данных соревнований, и проверить подготовку и наличие всей требуемой документации;
- вместе с председателем мандатной комиссии проверить соответствие заявленных участников требованиям положения о данных соревнованиях, наличие у них действующих лицензий спортсменов и других необходимых документов и составить предварительный список участников;
- провести регистрацию членов судейской бригады, проверив у них наличие судейских удостоверений и других необходимых документов;
- на основании данных техкомиссии или технического комиссара внести соответствующие изменения в список участников и представить его на первое заседание жюри.
Во время соревнования главный секретарь является связующим звеном между спортивным комментатором, директором соревнования и различными службами, находящимися в подчинении последнего. Если нет специально назначенного секретаря жюри, его функции исполняет главный секретарь соревнований.
В зависимости от вида соревнования, его масштаба и системы работы из числа секретарей могут назначаться старшие секретари, возглавляющие работу отдельных групп секретариата.
Секретариат ведет и обрабатывает различные материалы соревнований (кроме протоколов технической комиссии и результатов, подготовленных хронометристами или соответствующими судьями). При необходимости он может обобщить все результаты и подготовить сводный протокол для последнего заседания жюри.
Главный секретарь соревнований или возглавляемый им секретариат обязан не позднее следующего дня оформить классификационные справки для спортсменов, документацию на установленные рекорды и другие материалы и сдать их организатору.
1.42. Судейская коллегия (бригада).
Вместе с директором соревнования судейская бригада призвана обеспечить нормальное проведение соревнования под контролем жюри или главного судьи.
Как минимум, для проведения соревнований в зависимости от их вида необходима судейская бригада в следующем составе:
а) мандатная комиссия, функции которой может выполнять секретариат соревнования;
б) техническая комиссия, состоящая из судей – техконтролеров и возглавляемая техкомиссаром – председателем техкомиссии;
 
в) судьи-хронометристы, счетчики кругов и т.д., возглавляемые главным хронометристом;
г) судьи на старте и финише;
д) судьи в боксах или парке гонщиков, включая судей на выпуске;
е) начальник дистанции и судьи на трассе или треке;
ж) судьи на пунктах контроля времени (KB) и на пунктах прохождения дистанции (КП);
з) судьи-контролеры на упражнениях.
В помощь организатору и судейской бригаде придается необходимый вспомогательный персонал.
Конкретный состав судейской бригады по должностям и количеству зависит от масштаба, вида соревнований и длины трассы или трека, и определяется организатором.
Каждый член судейской бригады должен быть объективным, дисциплинированным, инициативным, требовательным к себе и участникам соревнований и хорошо знать все особенности судейства на своем участке.
По прибытии на соревнование судьи должны зарегистрироваться у главного секретаря и предъявить свое судейское удостоверение.
Судьям запрещается давать участникам советы по тактике и технике преодоления трассы или другие рекомендации, которые могут повлиять на спортивные результаты. Судьи не имеют права сообщать кому-либо данные о спортивно-технических результатах до их утверждения жюри, за исключением спортивного комментатора, который объявляет предварительные неофициальные результаты по ходу соревнования.
Судьи могут покидать порученный им участок только с разрешения директора соревнования или старшего должностного лица на данном участке работы.
Судья или член судейской бригады, уличенный в необъективности, подлежит безусловному и немедленному отстранению от работы на данном соревновании и вопрос о его дальнейшем участии в судействе спортивных соревнований должен рассматривать назначивший его орган.
1.43.  Председатель техкомиссии (техкомиссар).
Технический комиссар возглавляет техническую комиссию, состоящую из судей – технических контролеров. Он подчиняется главному судье соревнования и обязан:
- до начала тренировки проверить наличие бланков, документов и имущества, необходимого для проведения техосмотра;
- организовать работу техкомиссии для проверки соответствия мотоциклов и экипировки спортсменов действующим техническим правилам и проведения техконтроля во время или после окончания соревнования;
- организовать контроль на пунктах техпомощи, пунктах заправки ГСМ и в закрытом парке;
- не допускать к соревнованиям или снимать с них мотоциклы, которые не соответствуют действующим правилам или техническое состояние которых стало представлять опасность для участников или других лиц;
- производить замер рабочего объема двигателя мотоциклов на основании поданного протеста или по собственному усмотрению, а также в заездах на побитие рекордов;
- если при небольшом количестве участников не был назначен секретарь техкомиссии, то председатель техкомиссии обязан представить на рассмотрение жюри протокол техкомиссии с указанием веса и уровня шума мотоциклов;
- на последнем заседании жюри доложить результаты проверки мотоциклов, поставленных после финиша последнего заезда в закрытый парк;
- на соревнованиях крупного масштаба, в частности эндуро, с разбросанными техпунктами, в помощь председателю техкомиссии может назначаться заместитель, работающий по указаниям председателя техкомиссии, а в его отсутствие выполняющий его обязанности.
1.44. Судьи-технические контролеры и секретарь технической комиссии.
Судья-технический контролер обязан:
- проверить у порученной ему группы участников удостоверения на право управления мотоциклом, если это необходимо;
- провести технический осмотр мотоциклов этой группы, проверить их пригодность к соревнованиям и соответствие правилам и положению о соревновании;
- проверить надежность крепления выхлопной трубы и глушителя, крепление и внешний вид номерных знаков, шлем и другую экипировку гонщика;
- сделать в акте технического осмотра каждого мотоцикла заключение о его допуске к соревнованиям и передать его секретарю или председателю технической комиссии;
- наблюдать за мотоциклами во время гонки и в случае обнаружения повреждений, влияющих на безопасность (обрыв тяги тормоза, потеря глушителя, прокол шины и т.п.), немедленно докладывать председателю технической комиссии или директору соревнования для решения вопроса о дальнейшем участии спортсмена в соревновании;
- наблюдать за порядком заправки и ремонта мотоциклов, выявлять и пресекать нарушения мер безопасности и запрещенные приемы (посторонняя помощь, заправка при работающем двигателе и т.п.);
- по окончании соревнований провести заключительный осмотр мотоциклов, если это предусмотрено положением о соревновании;
- установить и зафиксировать сход участников по техническим причинам, указав впоследствии эти сведения в протоколе результатов.
Секретарь технической комиссии, если он назначается, обеспечивает судей-контролеров необходимыми бланками и затем составляет протокол технической комиссии с указанием марки, номера, веса и шума проверенных мотоциклов и допущенных к участию в соревновании, а также список спортсменов, мотоциклы которых не прошли технический контроль или же требуют повторного контроля до начала соревнования или же не допущенных к нему вообще из-за несоответствия правилам. Все эти документы передаются к установленному сроку председателю технической комиссии. То же самое относится и к процедурам техконтроля, которые могут проводиться во время и после окончания соревнования.
1.45. Главный хронометрист и хронометристы.
Главный хронометрист подчиняется главному судье соревнования и отвечает за организацию хронометража, правильность фиксации времени, затраченного каждым участником на преодоление дистанции, и подведение результатов соревнования в целом. Он возглавляет всю бригаду хронометристов и счетчиков кругов.
Главный хронометрист обязан:
- не позднее, чем за день до соревнований проверить наличие приборов и другой аппаратуры, их исправность и соответствие точности хода требованиям правил. Если в соревнованиях применяются только секундомеры, то эту проверку можно провести накануне;
- в ходе соревнований постоянно контролировать правильность определения и записи времени судьями-хронометристами.
Если хронометраж ведется в нескольких пунктах трассы, работу каждой группы хронометристов возглавляет старший хронометрист, ответственный перед главным хронометристом и выполняющий его функции в данном пункте.
Каждый хронометрист не должен сообщать кому-либо показания своего секундомера и до записи своих данных смотреть показания секундомера другого судьи-хронометриста.
1.46.  Старший судья и судьи-счетчики кругов.
Старший судья-счетчик кругов подчиняется главному судье соревнований и отвечает за правильность счета и записи числа кругов, пройденных каждым спортсменом, а также за организацию сигнализации о предстоящем финише. Он обязан:
- заблаговременно согласовать с директором соревнований место расположения судей-счетчиков кругов и порядок связи с судьей на финише;
- заранее подготовить таблицы счета кругов применительно к конкретному составу участников, количеству подчиненных ему судей и методу работы;
- постоянно контролировать, а в необходимых случаях и дублировать работу судей-счетчиков кругов;
- предупреждать судью на финише о лидирующих участниках, идущих на предпоследний (последний) круг и заканчивающих дистанцию;
- немедленно после окончания очередного заезда проверить, подписать и сдать секретарю соревнований таблицы счета кругов.
Судьи-счетчики кругов назначаются в количестве в зависимости от числа одновременно стартующих участников, длины одного круга, проходимости трассы и ее конфигурации в районе работы судей, однако их число, включая старшего судью, не может быть менее двух.
Судья-счетчик кругов обязан вести счет кругов, пройденных каждым спортсменом, фиксируя их в специальной таблице.
Как правило, судьи-счетчики кругов работают в тесном взаимодействии с бригадой хронометристов.
 
1.47.  Старший судья и судьи на старте-финише.
Старший судья на старте-финише подчиняется главному судье соревнований и возглавляет работу судей на старте-финише и судей при участниках по обеспечению четкого порядка на старте и финише.
Он обязан:
- заблаговременно проверить стартовое оборудование, разметку старта-финиша и разместить судей в соответствии с заранее составленным планом;
- организовать своевременный вывод очередной группы участников на старт и обеспечить старт в установленное время;
- сигнализировать о последнем и предпоследнем круге и давать финишную отмашку;
- давать указания о закрытии финиша.
Если линия старта не совпадает с линией финиша, и финиш отдельных групп участников может происходить одновременно со стартом другой группы, то назначаются отдельно судья на старте и судья на финише, функции которых соответственно разделяются.
Судья на старте-финише обязан:
- следить за правильным выходом участников на старт и их размещением на старте;
-  отмечать в стартовой ведомости номера участников, вышедших на старт;
- давать команды на запуск и остановку двигателей мотоциклов на старте;
- давать сигнал старта в установленное время и фиксировать случаи фальстарта;
- провести все необходимые операции, связанные с повторением старта при групповом фальстарте или неправильном срабатывании стартовой машины.
1.48.  Старший судья и судьи при участниках.
Старший судья при участниках подчиняется судье на старте-финише и отвечает за порядок в месте расположения участников и на месте стоянки мотоциклов. Он обязан:
- проверить явку участников и их экипировку и в случае несоответствия правилам принять меры для устранения недостатков или доложить директору соревнований о невозможности допуска данного спортсмена(ов) к старту;
- следить за соблюдением участниками расписания соревнований (построение на представление, выход на старт, церемонию награждения, пресс-конференции и т.п.) и своевременно информировать их обо всех изменениях в программе в соответствии с решениями жюри или директора соревнований;
- вести учет участников, допущенных к старту, но не стартовавших, а также учет оставшихся на трассе или возвратившихся в парк до окончания гонки.
В помощь старшему судье при участниках выделяются судьи при участниках, каждый из которых отвечает за определенную группу спортсменов.
1.49.  Начальник дистанции.
Начальник дистанции подчиняется главному судье соревнований, а в период подбора и предварительной подготовки трассы к соревнованиям работает по указанию организатора. Он отвечает за правильный выбор, измерение, разметку и оборудование трассы, своевременную расстановку судей на дистанции и знание ими своих обязанностей, техническую и медицинскую эвакуацию с трассы. В подготовительный период он должен вместе с организатором составить схему трассы с указанием расположения судейских пунктов, средств связи, медицинских постов, ремонтной зоны, противопожарных постов, определить необходимое количество мест общего пользования как для участников, так и для зрителей, контейнеров для мусора, составить заявку на необходимое имущество и работы по оборудованию трассы и по их завершении представить директору соревнований акт о приемке трассы. В день соревнований он должен еще раз проверить состояние трассы с учетом погодных условий, своевременно расставить на ней судей и обслуживающий персонал (связь, медицинские, технические и противопожарные посты) и доложить директору соревнований о полной готовности трассы. Во время соревнований начальник дистанции должен поддерживать связь с судьями на дистанции и немедленно информировать директора соревнований, а также главного врача и противопожарную службу обо всех происшествиях на трассе. Начальнику дистанции могут выделяться один или несколько помощников, работающих по его указаниям.
1.50.  Судьи на дистанции/трассе.
Судьи на дистанции подчиняются начальнику дистанции и находятся в определенных пунктах трассы или перемещаются на ней в определенных границах. Они обязаны:
- проверить разметку своего участка трассы, выполнение мероприятий по обеспечению безопасности и оговорить с начальником дистанции возможные средства и способы связи;
- следить за выполнением участниками правил соревнований и фиксировать в протоколе все нарушения;
- с помощью флагов подавать участникам сигналы, а при несчастных случаях или завалах оказывать пострадавшим необходимую помощь и принимать меры по разблокированию трассы;
- немедленно информировать начальника дистанции обо всех происшествиях и грубых нарушениях правил на своем участке.
1.51.  Судьи на пунктах контроля прохождения трассы (КП), контроля времени (KB) и на развороте.
Судьи на пунктах КП, KB и развороте подчиняются начальнику дистанции. На каждом пункте должно быть двое-трое судей, один из которых назначается старшим и на него возлагается ответственность за правильную организацию судейства и порядок в зоне данного пункта.
В общие обязанности старших судей входит:
- получение у начальника дистанции необходимых бланков и имущества для оборудования пункта, проверка работы средств связи, медицинского обеспечения, сверка часов;
- проверка разметки трассы в районе своего пункта;
- организация работы судей на пункте, которая обеспечивает своевременное ведение установленных документов, отметку без задержек в карточках участников и выполнение дополнительной системы учета, которая может быть принята на пункте (штампы, обмен талонов, конвертов и т.п.);
- контроль за соблюдением участниками правил соревнований в зоне пункта, регистрация всех нарушений, а также принятие мер по устранению помех при движении участников;
- контроль за работой других служб (ГСМ, питание и т.п.), расположенных в зоне своего пункта;
- принятие срочных мер для оказания медицинской помощи пострадавшим и эвакуация аварийных мотоциклов;
- оформление в кратчайший срок документации пункта, ее сдача секретарю соревнований и сверка с ним сводного протокола соревнований
Дополнительные обязанности старшего судьи на пункте КП, выполняемые с помощью судей на пункте:
- уточнить с начальником дистанции и, если надо, обозначить на местности границы, в пределах которых участникам засчитывается прохождение контрольного пункта;
- записывать в протоколе номера всех участников в порядке прохождения ими пункта КП с указанием времени с точностью до целой минуты;
- участвовать в заполнении протокола проверки прохождения КП;
Дополнительные обязанности старшего судьи на пункте KB, выполняемые с помощью судей на пункте:
- отмечать время прибытия участников на пункт KB с установленной точностью в контрольной карте участника и в протоколе пункта;
- в случае отметки времени табельными часами проверять четкость цифр, а при их неразборчивости произвести запись времени от руки, заверив ее штампом пункта;
- при одновременном подходе к пункту KB большой группы участников лично взять у них контрольные карты, громко объявить время прибытия и поставить его в карты участников.
Старший судья на развороте выполняет функцию старшего судьи на пункте КП, обеспечивая регистрацию прохождения разворота участником с указанием времени с установленной точностью. В помощь ему может быть выделен один или двое судей.
1.52.  Судьи-контролеры.
Судьи-контролеры выделяются на различные специальные соревнования, где требуется контроль за качеством управления мотоциклом (триал, фигурное вождение мотоцикла, подъем на холм, разгон-торможение и др.).
В зависимости от вида соревнований судьи-контролеры могут быть подчинены начальнику дистанции или директору соревнования.
Судья-контролер обязан:
- проверить правильность расстановки искусственных препятствий, их габариты, разметку участка трассы и другие условия, за выполнением которых ему поручено следить;
- регистрировать в протоколе или по необходимости в контрольных карточках или других документах, или сигнализировать флажками качество выполнения упражнения каждым участником и допущенные им нарушения правил, положения или условий данных соревнований;
- лично передать секретарю соревнований оформленный протокол.
1.53.  Главный врач соревнований.
Главный врач соревнований подчиняется главному судье соревнований и отвечает за качественное медицинское обеспечение. Он обязан:
- согласовать с начальником дистанции количество и места расположения медицинских постов, машин скорой помощи и медперсонала, а также пути медицинской эвакуации пострадавших в отведенное лечебное учреждение;
- при расположении лечебного учреждения от места соревнований более чем в 20 минутах езды, необходимо предусматривать вертолет;
- проверить у участников медицинскую документацию и при необходимости организовать медицинский осмотр участников, чье состояние здоровья внушает ему опасения, и даже отстранять их от участия;
- давать свое заключение о возможности продолжения участвовать в соревновании травмированному гонщику и сделать запись в классификационной книжке спортсмена, если падение или травма сопровождалась временной потерей сознания или координации;
- в соответствии с решениями жюри или арбитра проводить выборочную проверку участников на алкоголь;
- после соревнования представить организатору отчет о медико-санитарном обеспечении и случаях травматизма во время тренировок и соревнований с выводами и предложениями по улучшению организации медицинской службы.
В помощь главному врачу выделяется необходимое количество медицинских работников с соответствующим инструментарием, медикаментами и транспортом – не менее 2 машин скорой помощи, а на многодневных соревнованиях – не менее 5 машин.
1.54. Противопожарная служба.
На период тренировок и соревнований организатор должен предусматривать противопожарное обеспечение с соответствующим инвентарем и пожарными машинами, количество которых и их место расположения зависит от вида соревнований и согласуется с директором соревнования.
1.55 Спортивный комментатор.
Спортивный комментатор должен хорошо знать правила данных соревнований и быть в состоянии давать зрителям своевременную, правильную и квалифицированную информацию об условиях, ходе и результатах соревнований.
Перед началом соревнований он должен ознакомиться с положением и программой соревнований, проверить свое рабочее место и исправность системы громкой связи, изучить состав участников,
При первом представлении участников спортивный комментатор должен вначале называть стартовый номер, а затем имя и фамилию участника, его спортивное звание и организацию (или команду), а в командных соревнованиях сначала сообщать название команды. Спортивный комментатор может сам вести счет кругов или хронометраж и объявлять результаты зрителям, но с обязательным предупреждением, что эти данные неофициальные. Он должен комментировать соревнование так, чтобы зрители понимали суть происходящего на спортивной арене и получали удовольствие от зрелища, на котором они присутствуют. Спортивный комментатор должен всячески избегать обсуждений, а тем более осуждений действий жюри, главного судьи или других должностных лиц - их можно только разъяснять. Он должен воздерживаться от объявлений или замечаний, которые могут настроить одну часть зрителей на другую или восстановить зрителей против должностных лиц соревнования.
На крупные соревнования с большим числом зрителей, кроме спортивного комментатора, следует приглашать спортивного телерадиокомментатора, который обязан придерживаться этических норм, установленных для спортивного комментатора.
1.56.  Протесты.
Протест на действия другого участника или должностного лица соревнований (кроме главного судьи) может быть подан представителем участвующей в соревнованиях команды, а также любым участником соревнований через своего представителя. В личных соревнованиях протест подается самим спортсменом.
Протест подается только в письменном виде директору соревнования, который должен незамедлительно информировать об этом жюри. Поданный протест можно взять обратно до его рассмотрения только с разрешения президента жюри. Протест разрешается подавать не позднее, чем через 30 минут после объявления результатов соревнования (заезда) или какого-либо решения должностного лица, которое заявитель опротестовывает. Если протест связан с допуском конкретного участника или его мотоцикла к соревнованиям, протест на спортсмена или его мотоцикл подается на позднее, чем за 30 минут до старта.
Сроки подачи и рассмотрения протестов в трековых и многодневных соревнованиях изложены в соответствующий правилах.
Протест должен быть рассмотрен в течение часа с момента его подачи (в трековых гонках - до начала очередного заезда). Если требуется более длительное расследование по фактам, изложенным в протесте, то решение может быть вынесено и в более длительный срок (но не свыше 24 часов).
Если поданный на спортсмена или его мотоцикл до старта протест нельзя сразу рассмотреть, жюри может допустить данного участника к старту условно («под протестом»), о чем представитель команды и сам гонщик должны быть обязательно предупреждены. В случае последующего удовлетворения такого протеста, результат спортсмена, допущенного «под протестом», аннулируется, а на самого спортсмена накладывается взыскание.
При рассмотрении протеста жюри обязано выслушать объяснения обеих сторон. Однако неявка какой-либо стороны без уважительных причин не является основанием для жюри для задержки вынесения решения. Принятое по протесту решение обязательно указывается в протоколе жюри и сообщается заявителю. Если протест удовлетворяется, поданный заявителем вместе с протестом денежный залог возвращается. Сумма залога при подаче протеста должна указываться в положении о соревновании. Если протест связан с разборкой двигателя, все дополнительные расходы возлагаются на проигравшую сторону.
1.57.  Апелляция.
Всякий, не согласный с решением жюри (или главного судьи) по его протесту или считающий себя ущемленным в результате такого решения, имеет право обжаловать это решение (подать апелляцию) в – комитет БФМВС с предварительным уведомлением жюри о таком своем намерении.
Подача апелляции не приостанавливает выполнение решения жюри. Однако, если призы победителям не были выданы, а удовлетворение апелляции может вызвать перераспределение призовых мест, то награждение задерживается до вынесения решения по апелляции.
Апелляция должна подаваться в письменной форме с приложением установленного денежного залога в течение 2 дней, не считая даты решения жюри или главного судьи по протесту.
Апелляция должна быть рассмотрена соответствующим комитетом БФМВС и президиумом БФМВС в течение 30 дней с момента получения апелляции. На разбор апелляции вызываются все заинтересованные лица, однако неявка кого-либо из них не может задержать вынесение решения.
Сторона, не согласная с решением комитета и президиума БФМВС, имеет право апеллировать в последнюю инстанцию – исполком или бюро исполкома, который создает арбитражный суд.
Процедура подачи апелляции в исполком и сроки ее рассмотрения такие же, как при подаче апелляции в комитет БФМВС.
Решение арбитража окончательное и обжалованию не подлежит.
Все материальные издержки, связанные с рассмотрением апелляции в комитете или арбитражном суде, возлагаются на проигравшую сторону.
1.58. Взыскания.
За нарушение настоящих правил, положения о соревнованиях, невыполнение распоряжений должностных лиц соревнования, неэтичное поведение в отношении должностных лиц, других участников, зрителей и представителей прессы по решению жюри или главного судьи могут быть применены следующие виды взысканий: а) предупреждение, б) выговор, в) денежный штраф, г) отстранение от участия в данном соревновании с аннулированием показанного результата, д) временное запрещение участвовать в последующих соревнованиях с изъятием лицензии спортсмена.
О наложенном взыскании сообщается в организацию, к которой относится данный спортсмен. Если же наложено взыскание, связанное с временным изъятием лицензии спортсмена, об этом сообщается в секретариат БФМВС. На членов судейской бригады соревнований, допустивших нерадивость, невнимательность или необъективность, взыскания налагаются по рекомендации жюри президиумом коллегии судей, выделившей данных судей на обслуживание соревнования.
В любом случае решение жюри или другого органа, наложившего взыскание, может быть обжаловано в установленном порядке.




28.01.2016



сделано в EleganceIT

Сайт делался в Новый Год